Бархатов.com

Записки на манжетах

Записки с 35 ММКФ. День 6

Июнь 25, 2013

35ММКФ

«Роль» (The Role) — еще один отечественный конкурсный фильм 35ММКФ. Он меня приковал, расплющил, скомкал и вывернул эмоциональной стороной наружу. Но о сюжете, и прекрасных актерских работах я говорить не буду, думаю много кто расскажет и без меня. Я шепну про великолепное визуальное решение истории. Колоссальная работа со светом, тенями, нуарная обработка пленки и контраст белого, использование виньетирования, особенно белого с муаром. Именно картинка делает «Роль» шедевром. Говорит, намекает, подсказывает, придает ярких красок черно-белому фильму.
Браво! Я в культурном шоке. Хочу этот фильм в коллекцию. Смотреть обязательно.

Обычно я свои записки-«коротышки» пишу сразу после просмотра. Точнее на финальных титрах фильма. Но «Мамарош» (Mamaroš) заставил меня отступить от этих традиций. Я долго пытался сформулировать (для себя самого) те чувства, что он у меня вызвал. Они неоднозначны.
Для начала скажу, что мамарош на сербском это «маменькин сынок», и фильм автобиографичный. А вот, что сказал сам режиссер, сегодня на пресс-конференции:
«Я, конечно, сам этот “мамарош” — маленький сынок. Если бы не моя мама — не было бы фильма, не было бы меня. Вообще, мне казалось, что этого слова до меня не существовало, что это придуманный мною неологизм, но потом мне сказали, что это слово уже использовалось лет 100 назад».
Еще до этих слов дух «чего-то очень личного» витал в каждом кадре фильма. И рассказанная история очень похожа на чей-то личный дневник, куда мы (зрители) заглянули.
«Конец» Югославии. Война. НАТОвские бомбежки. Пустые кинозалы. Пропадающие продукты…

— Почем творог?
— 50 немецких марок за килограмм.
— Сама его ешь за такие деньги.
— Ладно. Приходи завтра, будет 100. Ох уж эти горожане, при немцах тоже сперва нос воротили, а потом несли последние вещи.

Взрослый «дядя» (за сорок) живет с мамой, иногда вскакивая по ночам и тормошит старушку со словами «Мне страшно» — «Не бойся, я с тобой» - отвечает мама стареющему сынку.
Она всегда с ним: дома, в его кинотеатре, в подвале во время бомбежек, при нелегальном побеге в Венгрию, в Америку…
Кстати об Америке. Фильм наполнен внутренним противоречивым отношением режиссера, к этой стране. С одной стороны, он «шестидесятник», выросший на американских символах свободы, жвачке, музыке, и конечно фильмах. Он изучал Америку по фильмам. А с другой стороны, при реальном прикосновении к этим ценностям, он понял, что все это таже самая пропаганда, мало чем отличающаяся от советской. Просто она вывернута наизнанку.

Но я увлекся. Так недолго и весь фильм вам пересказать, а это злодейство. Вы лучше сходите на него.
Как я уже говорил выше, чувства у меня к фильму очень противоречивые. С одной стороны, это явно не шедевр. Нет какой-то особой уникальности, да и следы работы с Кустурицей тоже местами просачиваются (очень явно в сцене с датским посольством). Но с другой, фильм очень добрый и позитивный. Тут найдется одновременно место чувствам и «антикоммуниста», и кому-то, ностальгирующему по недавнему «великому прошлому». «Маменькин сынок» всех примерит на время просмотра.
И кстати, на фестиваль режиссер Момчило Мрдакович тоже приехал со своей мамой: «Не бойся, я с тобой. Я всегда с тобой»

Метки:cinema, ММКФ

Связанные записи