Бархатов.com

Записки на манжетах

…о кино: «Поймай меня, если сможешь» (Catch Me If You Can)

Январь 25, 2003

«История Американского Остапа Бендера»

«Поймай меня, если сможешь»

После «Искусственного разума» и «Особого мнения» Стивен Спилберг решил, расслабится путем создания авантюрно-романтической комедии «Поймай меня, если сможешь».

Это история самого известного американского мошенника Фрэнка Эбэгнейла, который умудрился еще до достижения совершеннолетия облететь всю Америку и многие страны совершенно бесплатно, притворяясь вторым пилотом компании «Пан Американ», без каких либо знаний стать главным педиатром в одной из крупных больниц Луизианы, и даже помощником прокурора… Сумел ограбить кучу американских банков без единого выстрела на сумму боле 5 миллионов долларов… Все это он совершил путем подделывания чеков, дипломов, удостоверений личности и выкручивался из таких невероятных ситуаций что временами это было чрезмерно даже для «голливудских стандартов». Но как не странно - все события фильма реальны и основаны на одноименной автобиографической книге реального Фрэнка Эбэгнейла.

«Вещи, которые случаются в обычной жизни, на самом деле в сотни раз превосходят любые выдумки, которые только может себе вообразить человек», - замечает Леонардо Ди Каприо, актер, который сыграл главную роль в этом фильме.

Как не странно, будучи еще совсем зеленым и юным Фрэнк Эбэгнейл выдавал себя за дипломанта Гарварда и Беркли (Искусно подделав дипломы) и дурил головы очень образованных и видавших виды людей. И помогало ему сделанное еще в юности открытие: «Встречают по одежке…» И на это открытие натолкнул его отец, который в день получения банковского кредита надевал строгий черный костюм и заставлял Фрэнка исполнять роль своего шофера, облачив его в торжественную одежду (К слову взятую на прокат в соседнем магазине, за презент продавщице в виде кулончика и велеречивые комплименты - этот трюк Френк тоже запомнил на всю жизнь и не раз им пользовался). Подъезжая к банку, отец все наставлял сына: «Смотри вот менеджер банка открывает мне дверь…» и пр. и пр. Так на глазах сына отец получил кредит под свой прогорающий магазин.

Но это помогло ненадолго и - семейству Эбэгнейлов пришлось переехать из шикарного дома в маленькую квартирку на самом последнем этаже. Пришлось сменить и школу.

И вот тут Френк, что бы побороть свое чувство неуверенности, вышиб клин клином: выдав себя за «подменного» учителя французского языка целую неделю преподавал предмет в классе, в котором должен был учиться. Эта проделка вызвала бурный гнев дирекции школы и довольную улыбку папы. Так был положен первый камень в построении здания знаменитого мошенника.

К сожалению, как не старался папа Френка - жизнь дала трещину. Дела шли все хуже, мама Френка привыкшая к шикарной жизни не пожелала мириться с их падением и сперва завела любовника, а потом и вовсе решила уйти.

Это было колоссальным потрясением для юного Френка, и он со всех ног убежал из дома.

«Все началось с развода моих родителей и того драматического эффекта, что он произвел на меня, - вспоминает Фрэнк Эбэгнейл, Я убежал из дома и неожиданно оказался совсем один в этом огромном мире. Мне необходимо было срочно вырасти и что-то придумать, чтобы прокормиться. Но то, что началось из-за необходимости жить и есть, очень быстро превратилось в некое подобие игры. Авантюрист всегда жил в моей душе, поэтому, как только предоставлялась возможность, я незамедлительно ею пользовался. Меня всегда преследовал вопрос, а могу ли я уйти безнаказанно? После того, как мне это удавалось сделать, я чувствовал большое удовлетворение. Чем больше набиралось побед в моем активе, тем больше рос мой спортивный интерес. Причем, я прекрасно отдавал себе отчет в том, что вечно побеждать я не могу и когда-либо проиграю, то есть - попадусь в руки правосудия, но игра захватывала меня, мне было весело, и я решил, что пока играется – буду себе играть».

Но, подделать чек это только полдела - нужно его еще и сбыть. А кто возьмет чек «чужого банка» у зеленого юнца? Передвигаясь из банка в банк, Френк неожиданно сталкивается с летной командой «Pan American». Обратив внимание на то почтение и восхищение, с которым все смотрят на пилота, Френка осеняет: Это его счастливый билет. И притворившись репортером школьной газеты он до мельчайших подробностей выпытывает в авиакомпании все повадки и сленговые словечки пилотов 60-х годов, информацию о правилах работы аэропортов и авиалиний, и даже выпрашивает просроченную лицензию пилота. Потом приобретя костюм (причем бесплатно, назвав подсмотренный в авиакомпании личный номер пилота) он начинает «громить» банк за банком, обналичивая чеки.

Начинается сказочная жизнь: Фрэнк живет в лучших гостиницах, не испытывает недостатка в деньгах, Летает бесплатно рейсами любых авиакомпаний (исключая конечно «Pan American»), нежится на самых шикарных курортах…

«Я думаю, именно наивность большинства людей в 60-е годы помогала Френку в его деятельности - говорит продюсер фильма Уолтер Паркс. Это были годы перед расцветом контр-культуры, время, когда мы наивно полагали, что одежда делает человека, что униформа определяет положение в обществе. Френк интуитивно почувствовал это и воспользовался нашей беспечностью. Форма помогала ему затуманивать мозги».

«Это было время, когда все доверяли всем, двери не запирались, - добавляет Стивен Спилберг,- а люди чувствовали себя в безопасности».

Кончено же, «раскулаченные» банки не могут так просто забыть свои потери. И постепенно на след Фрэнка выходит ФБР в лице агента Карла Хэнратти (Том Хэнкс) перед которым была поставлена задача выследить и обезвредить мошенника. Карл Хэнратти - гордый ФБРщик, снискавший известность за раскрытие дел в области банковского обмана.

«Том Хэнкс так здорово слился со своим персонажем, что я увидел в нем бюрократическую черточку» - признается Стивен Спилберг. Два агента, которые работают в команде с Карлом, не разделяют его склонности к бюрократии и едва могут скрывать царящий у них беспорядок и раздирай. Но, к сожалению, для Френка «Карл Хэнертти обожает свое дело, он живет им и дышит им. Поэтому когда он начинает заниматься делом, которое на порядок выше обычного мошенничества, Карл превращает его в дело всей своей жизни» - указывает Том Хэнкс. «Поймать, во что бы то ни стало».

И Карлу почти это удалось. В один из моментов Хэнратти удается застать Френка в номере его шикарного отеля. Но Эбагнэйл со свойственной ему остротой ума выдает себя за сотрудника спецслужб и оставив Карлу вместо себя бумажник, набитый этикетками от бутылок (вместо удостоверения оперативника) ускользает у него из-под носа. С этого момента начинается их личная дуэль. Игра в «кошки-мышки».

«В любой хорошей игре в кошки-мышки, мышке долгое время удается убегать от кошки, и бедная кошка не находит себе места от разочарования. Это порочный круг, в котором кошка гоняется за мышкой, а та оставляет её все время с носом. Но вот чего нашему агенту ФБР не занимать, так это колоссальную выдержку и целеустремленность» - говорит Стивен Спилберг.

И наверно только не только эта выдержка, но и не меньший талант, и не менее острый ум помогали Карлу Хэнратти постоянно обнаруживать теряющийся след Френка. Однако Френк, после их встречи понял, что этот вид мошенничества провален. И что если он продолжит в том же духе он быстро попадется. А проигрывать было не в его правилах. Он твердо запомнил рассказанную отцом историю о двух мышках попавших в молоко, одна из которых сдалась и утонула, а другая барахталась и била лапками до тех пор, пока не сбила молоко в масло.

Френк изменил тактику, затаился. Выдав себя за доктора медицины, подделав диплом, он поступает в больницу на руководящую должность.

Случайно, он знакомится с девушкой-санитаркой, в которую влюбляется по уши. Недолго побыв на посту главного педиатра он с ней вместе сбегает, ведомый, по-видимому, природным чувством опасности. Т.к. буквально на следующий день по его следу в больницу приходит Карл Хэнратти. Но… поздно, мышка убежала.

Однако Карл Хэнерти не просто кошка в этой игре. Создатели фильма на ранней стадии разработки сюжета поняли, какую огромную роль в развитии сценария он играет. «У нас были все эти потрясающие моменты, когда, по сути, ребенок выдавал себя за врача в приемном покое или пилота облетевшего весь мир, но это были лишь эпизоды, кусочки мозаики. То, что их цементирует, превращает набор эпизодов в цельную историю - персонаж агента ФБР, - рассказывает Уолтер Паркс, В какой-то момент мы поняли: Вот оно: это сюжет о ребенке, который уходит от одного отца и находит себе другого. Представите себе на минуточку этого парня, который может превращаться в кого угодно, которого боготворят девушки и у которого есть миллионы долларов. А с другой стороны - агент ФБР, не обладающий никакими чарами, который живет в этом мире не столько для того, чтобы поймать этого парня, сколько для того чтобы осознать с каким гением ему пришлось столкнуться. Что-то было в этом противостоянии характеров, что особенно привлекло Тома Хэнкса».

Они такие разные, но есть нечто, что делает их похожими. Он оба бесконечно одинокие люди. Один сбежавший из разрушившейся семьи преступник, вынужденный все время убегать и скрываться. Другой полицейский, от которого ушла жена и дочь, работающий по праздникам, чтобы не возвращаться в пустую квартиру. Наверно еще и это их сблизило. Звонок Френка в рождественскую ночь Карлу на службу. За странными попытками извинится за тот обман (при их личной встрече в гостинице) Карл вдруг догадывается: «Тебе просто некому больше звонить». Рождественский звонок ставший традицией.

Но как говорится: «Сколько вор не ворует - тюрьмы не миновать». Кошка в финале всегда должна поймать мышку. И пойманный Френк водворяется в тюрьму строго режима США, предварительно отбыв некоторый срок в жуткой тюрьме Франции. Однако, Карл не бросил нового друга. И очередной неожиданный поворот - Френку предлагают отбывать свое наказание не в тюрьме, а экспертом по фальсификации ценных бумаг в ФБР.

«Этот фильм не о том, как кто-то молодой обвел всех вокруг пальца и ушел с большим кушем, реализовав пресловутую американскую мечту, - говорит Френк Эбегрейл, Меня схватили и посадили в тюрьму, но я отработал долги и более 25 лет верой и правдой служил потом моему правительству. К тому же основал собственный консалтинговый бизнес. Люди все время меня спрашивают: Какая ваша самая крупная афера?. Так вот, для меня самое главное в жизни - это опыт, что я приобрел. Это он позволил мне сегодня занять достойное место в бизнесе».

Резюме: Хороший семейный фильм, при просмотре, которого можно и от души посмеется и временами на лирических сценах уронить слезу. Несмотря на два с лишним часа продолжительности фильма, совершенно не устаешь из-за постоянного динамически меняющегося сюжета с неожиданными всевозможными поворотами. То, что нужно, что бы «свалить» на какое то время от окружающей нас действительности.

Искренне Ваш, Андрей Бархатов.


 
 

 
 
Производство: США, 2002, 130 мин.
Жанр: авантюрно-приключенческая драма, биография
рейтинг MPAA: PG-13 (за сексуальные сцены и сленг)
Режиссер: Стивен Спилберг
Сценарий: Джефф Натансон, Фрэнк Эбегнейл мл., Стэн Реддинг
Оператор: Януш Камински
Композитор: Джон Уильямс

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Хэнкс, Кристофер Уокен, Мартин Шин, Натали Бэй, Эми Адамс, Джеймс Бролин, Брайан Хау, Фрэнк Джон Хьюз, Стив Истин и др.

Премьера (мир): 16 декабря 2002
Премьера (РФ): 13 февраля 2003, «Ист-Вест»

Бюджет: $ 52,000,000
 
 


 
 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Фильм построен на противоборстве Фрэнка и агента ФБР Карла Хэнретти (Хэнкс), и охватывает жизнь Эбегнейла до 1974 года, когда он, будучи заключенным федеральной тюрьмы, получил предложение от ФБР читать лекции по «теории и практике мошенничества». После этого он стал добропорядочным гражданином, сейчас возглавляет компанию, которая оказывает услуги по защите от мошенничества. Фрэнк - автор книги «Искусство воровства». Эбегнейл не привлекался Спилбергом в качестве консультанта, однако не преминул прокомментировать сам факт съемок фильма о нем: «Я польщен, что фильм обо мне будет снимать сам Спилберг. Я надеюсь, что фильм не только донесет до зрителя важные мысли о семье, детстве и психологических травмах развода, но и станет веселым, увлекательным, захватывающим дух развлечением. Думаю, что Спилберг с такими актерами, как Ди Каприо и Хэнкс, вполне может это сделать».

Разработка проекта началась еще в 1997 году, а первоначальной датой релиза было 21 декабря 2001 года. В конце концов, съемки удалось начать только в в марте 2002 года. Проходили они в Нью-Йорке, Нью-Джерси и вблизи Монреаля.

До Спилберга в числе претендентов на руководство проектом рассматривались Гор Вербински, Дэвид Финчер, Лассе Халльстрем, Милош Форман и Камерон Кроу. Сценарий написал большой специалист по сиквелам Джефф Натансон («Час пик-2», «Скорость-2»).

Ain’t It Cool News: Фильм начинается сценой экстрадиции Фрэнка Эбегнейла младшего (Ди Каприо) из Франции в Штаты. Тем самым Спилберг дает понять, что это фильм о погоне. Но он - не только о погоне. Он скорее о людях, вовлеченных в процесс погони. Он о том, что заставляет одних убегать, а других их преследовать. И что самое важное, он о тех отношениях, которые складываются между людьми, участвующими в погоне. Ди Каприо удалось создать многогранный образ, пожалуй, лучший после «Что гложет Гилберта Грейпа». В очаровательном молодом человеке просматривается одинокий, напуганный ребенок, который пытается воплотить разбитые мечты своего отца. «Поймай меня, если сможешь» - самый смешной фильм Спилберга. Источник юмора здесь - это люди, которые глупо попадаются в сети Эбегнейла. Хотя есть моменты, которые могут не понравиться зрителю. Эта картина совсем не из того разряда, что «Инопланетянин» или «Искатели потерянного ковчега» того же Спилберга. Картина из разряда тех, о которых говорят «Если бы я не знал, что это правдивая история, я бы никогда в это не поверил».

Прогноз Box Office Prophets: История мистера Эбегнейла может показаться сказкой, а участвующие в фильме актеры, делают эту сказку еще более заманчивой. Ди Каприо играет талантливого парня, а Хэнкс преданного агента ФБР, который притянет в итоге героя Ди Каприо к суду. Роль Хэнкса здесь перекликается по настроению с его ролью в «Зеленой миле». Это вторая работа Хэнкса со Спилбергом после «Спасения рядового Райана». На этот раз Спилберг снял фильм совершенно другого плана, нежели то, что он снимал на протяжении последних трех десятилетий, будь то научно-фантастический «Искусственный интеллект» а ля Кубрик или «Особое мнение» в стиле Филиппа Дика. Что касается прогнозирования успеха фильма, то не нужно быть специалистом, чтобы понять, что фильм с такими именами, как Ди Каприо, Хэнкс и Спилберг, будет просто потрясающим в прокате. Вопрос только в том, насколько.
 
 

И ЕЩЕ…:

Эбэнгейл вырос в обеспеченной семье и не испытывал особой нужды в деньгах. В 16 лет он бросил школу, сбежал из дома и некоторое время жил на доходы от поддельных чеков. Его метод был прост, как все гениальное: он указывал чуть-чуть неправильный адрес или название, и чеки месяцами отфутболивались из банка в банк. К тому времени, когда кто-нибудь из сотрудников банка обращал внимание на эту странность, Фрэнк был уже далеко.

Фрэнк Эбенгейл - автор книги «Искусство воровства». Это не единственное пост-тюремное его занятие: после всех своих похождений он, помимо того, что стал добропорядочным гражданином, сейчас возглавляет компанию, которая оказывает услуги по защите от мошенничества.

Сначала экранизацией книги и образа Эбэнгейла интересовался Том Круз, который подумывал о продюсировании проекта. Но постепенно он вышел из нужной возрастной категории и остыл. А вот на режиссерский мостик до Спилберга руководством проекта рассматривались кандидатуры Гора Вербински, Дэвида Финчера, Лассе Халльстрема, Милоша Формана и Камерона Кроу.

Пока ждали завершения съемок «Банд Нью-Йорка», чтобы освободился Ди Каприо. Ему удалось это только к весне 2001 года. Но к этому времени из проекта уже выбыли актеры (Эд Харрис, Джеймс Гандолфини - ушедший в сериал «Клан Сопрано», Хло Севиньи), и режиссеры (Гор Вербински, Лассе Хальстрем), приглашенные первоначально. А затевать все заново с нуля в преддверии актерской забастовки, которая намечалась на июль 2002 года, на Dream Works не рискнули. Проект временно заглох.

Однажды Фрэнк заметил, что кассирши в банке млеют при виде мужчин в форме летчиков. Он купил себе костюм летчика, а потом, пойдя дальше в искусстве притворства, решил «сделать себя» пилотом. Ни чиновникам, ни сотрудникам авиакомпании PanAm так и не удалось ничего заподозрить. Благодаря их легковерию он смог бесплатно летать куда угодно и пять лет путешествовал по всему миру.

Еще одним «подвигом» Фрэнка стала работа преподавателем в колледже. Сначала его взяли внештатным сотрудником, но студенты были в таком восторге от нового учителя, что руководство колледжа предложило ему постоянную работу.

Однако и у такого мошенника как Эбэнгейл случались проколы. Однажды пилоты обратили внимание, что он не знает, какие лайнеры обслуживают рейсы в те или иные города. А выпускник Гарварда удивился тому, что Фрэнк перепутал двух преподавателей, которые читали там лекции.

А вот если бы мошенничествами настоящего мистера Эбенгейла руководили сценаристы фильма, то того бы быстренько скрутили. Несколько откровенных проколов в сценарии заставляют задуматься о реальности событий… Одной из главных ошибок фильма стало то, что униформа пилотов компании Pan American была белого, а не темно-синего цвета.

Огромный ущерб российской экономике нанесла афера с чеченскими авизо, т. е. с фальшивыми платёжными поручениями чеченских банков, по которым преступники получали наличными деньги. Таким образом, ущерб государству с мая 1992 года составили 4 триллионов рублей.

Все свои преступления Фрэнк совершил с 16 до 21 года. Его приговорили к 12 годам тюрьмы, он отбыл 5 лет в тюрьмах Франции, Швеции и США, после чего был выпущен на поруки.

Любители искать «изюминки» с удовольствием обнаружат в конце титров маленькую приписку, на которой значится «Steven and Tom’s 4th project». Как уже понятно, это говорит о том, что данный фильм является четвертым проектом, перехлестнувшем Спилберга и Хэнкса. До этого они работали над «Band of Brothers», «Saving Private Ryan», «Joe Versus the Volcano».

Пока настоящий Фрэнк сам не увидел фильма, он не верил, что такой «мальчишка» как Ди Каприо сможет его изобразить так здорово и близко к оригиналу.

Разработка проекта началась еще в 1997 году, а первоначальной датой релиза было 21 декабря 2001 года. В конце концов, съемки удалось начать только в в марте 2002 года. Проходили они в Нью-Йорке, Нью-Джерси и вблизи Монреаля.

 
Метки:cinema

Связанные записи