Бархатов.com

Записки на манжетах

Точка на карте: «Вечер в Дмитрове»

Декабрь 22, 2009

 

 

В самом начале декабря, с попутным ветром, занесло меня в славный город Дмитров Московской Области. Конечно, зная о почтенном возрасте города (Основан в 1154 г.) я рассчитывал что-то снять там, но не думал, что так буду очарован этим небольшим, но уютным и чистым городом.

Для российского декабря стояла довольно не характерная, бесснежная погода, и газоны повсюду “зеленели” измученной травкой. На небе всю осень зависали беспросветные тучи над всей Московской Областью. Да и приехал уже сильно во второй половине.

 

 

Световой день заканчивался. И особой надежды что-то снять не было. Но я первым делом направился в Успенский Собор, - который охранен со всех сторон холмами и лицом смотрящий на Торговую Площадь города. Выглядывая из-за холмов Храм, представлял незабываемое зрелище, а лучи заходящего солнца, прибавив желто-розовый цвет, скрасили тяжелое небо, придав романтический колорит.
 


 

 

Вдоволь налюбовавшись Собором я пошел бродить в окрестностях, и буквально сразу наткнулся на реставрирующуюся Тюремную Елизаветинская церковь, которая хоть и очень малых размеров но по своему великолепна, по-женски тонка. Изящна и застенчива, стоит чуть поодаль, уступая первенство Успенскому Собору.
 

 

Рядом с Храмами и невдалеке от Торговой площади пролегает тихая пешеходная улочка а-ля Арбат. Вдоль которой, по сложившейся уже в российской провинции, установлены бронзовые статуи прошловековых жителей. И хоть не люблю я разного вида кич, но гармоничное сочетание неспешно прогуливающихся жителей современности и их бронзовых предков создает умиротворяющую картину как бы символизируя сам город - древний, неспешный, чистый и спокойный.
 

 

Я снял, конечно, очень мало. День угасал на глазах, погружая все окружающее в вечерний сумрак. Нужно было собираться в обратный путь - в суетную Москву.
Но я думаю, что вернусь еще сюда, и побуду подольше. И удастся заснять то, что видел, но не захватил образы фотоаппаратом, только глазом и памятью.
Еще один российский город в копилку любимых. Еще одна памятка впечатлений.
 

 
 


 
 

Информация по теме:

 

Собор Успения Пресвятой Богородицы. (Успенский собор)

Дата постройки: Между 1509 и 1533.

Успенский собор в Кремле сооружен на средства дмитровского князя Юрия Ивановича между 1509 и 1533 г., по-видимому, на месте собора XIV в. (Современные научные источники отвергают вероятность существования на этом месте собора XIV века - Прим. модератора). Подвергался частичным переделкам в XVII-XIX вв.

Основу сложной объемной композиции памятника составляет кирпичный пятиглавый четырехстолпный храм крестовокупольного типа на высоком подклете, с белокаменными подвалами. Храм перекрыт коробовыми сводами с пониженными подпружными арками, два нижних яруса - системой пересекающихся коробовых сводов. Алтари, в том числе Георгиевского придела в южной апсиде, отделены каменной преградой. Перспективные порталы снабжены килем, “дыньками”-перехватами и сноповидными капителями. От двухъярусных сводчатых галерей на столбах, изначально окружавших здание стрех сторон, сохранил ся в основном западный участок. Фрагменты северной галереи с основанием звонницы в ее восточном торце вошли в объем позднейшего придела.

Собор принадлежит к кругу итальянизирующих московских построек первой трети XVI в Воздействие форм Архангельского собора сказалось в приемах обработки стен филенками, наличии трехчастного антаблемента в основании закомар, заполненных группами окон-люкарн, в подчеркнутой тектоничности крестчатых столбов, из которых западные имеют пьедесталы с развитым цоколем и карнизом. Однако по общей трактовке Успенский собор строже и монументальнее своего прототипа.

К интересным особенностям памятника относится граненая снаружи форма апсид. В систему наружного декора введены три монументальные изразцовые композиции. Справа от южного портала находится круглый барельеф диаметром около 3 м с изображением Георгия Победоносца. Два “Распятия” вставлены в тимпаны средних закомар боковых фасадов. Изразцы выполнены в прозрачной глазури, преимущественно в легких желтых охряных тонах. Обычно эти уникальные произведения древнерусской пластики датируются первой половиной XVI в.

Позакомарное покрытие собора заменено в 1790 г. четырехскатной железной кровлей, кирпичные барабаны - деревянными. Западная лестница на ползучих арках относится ко второй половине XVII в. Место ее нижнего рундука занимает трехъярусная колокольня стиля классицизма, строившаяся с 1793 по 1796 г. по проекту и под наблюдением М.Я. Агафонова. Верх колокольни, надстроенный в 1820 г. по проекту А.Ф. Элькинского, в 1960-х гг. реставрирован Е.Р. Куницкой. Собор фланкируют два идентичных придела с элементами ложной готики в архитектуре, занявшие места древних галерей. Северный из них заложен в 1823 г. по проекту Ф.М. Шестакова, проект южного был разработан Д.Ф. Борисовым в 1841 г. До 1960-х гг. приделы венчали четыре массивных, исполненных в дереве купольных барабана, закреплявшие углы общей пирамидальной композиции.

В соборе находится золоченый резной иконостас в пять ярусов конца XVII в. с иконами XV-XIX вв. На стенах и сводах частично сохранилась декоративная и сюжетная роспись конца XVIII в. с позднейшими поновлениями. Прекрасным образцом резьбы XVII в. служит шатровое “епископское место”, перевезенное в Дмитров в 1792 г. из Крутицкого архиерейского дома. Внутри оно покрыто декоративной росписью, относящейся к первой половине XVIII в.
© Павел. (sobory.ru)

 
 

Церковь Елиcаветы. (Елизаветинская церковь)

Дата постройки: 1898.
Архитектор: С. К. Родионов.
 

Тюремная Елизаветинская церковь выстроена в 1898г. московским архитектором Сергеем Константиновичем Родионовым на средства вдовы И.А. Лямина Елизаветы Семеновны (урожденной Лепешкиной).

Тюремная церковь просуществовала до 1925 г., когда и была закрыта и приспособлена под клуб. Позднее в помещении храма размещался склад торга, что привело к полной утрате интерьера.

В 1998 г. храм был передан Православной Церкви. Проводятся реставрационные работы.
© Наташа Кожухова (sobory.ru)
 
 

Храм был построен в 1898 году при уездной тюрьме по проекту известного московского архитектора С.К. Родионова на средства Елизаветы Семеновны Ляминой, вдовы владельца покровской мануфактуры (Яхромской прядильно-ткацкой фабрики) И.А. Лямина. Цековь была освящена в сентябре того же года.

Архитектор был ярким представителем неоклассицизма и неорусского стиля. По его преоктам созданы выдающиеся сооружения в Дмитровском уезде: Троицкий собор в Яхроме, Покровская церковь в Жестылево, Троицкая церковь в Сысоево, Колокольня Тихвинской церкви в Глухово и гимназия в Дмитрове. Он был автором перестройки Спасской церкви в Ведерницах.

Церковь Елисаветы завершена двумя шатрами. Декор храма представляет собой пышное узорочье неорусского стиля. В интерьере и вдоль стен на уровне второго яруса, помещался балкон для конвоя и хора с входом на паперть. Металлические узорные конные рамы заменяют решетки.

Церковь однопрестольная. Престол посвящен в четь святой праведной Елисаветы.

© Из книги Святыни земли Дмитровской, М., 2005

 
Метки:фотоблог, храмы россии

Связанные записи