Бархатов.com

Записки на манжетах

…о кино: «Необратимость» (Irreversible)

Март 21, 2003

«Кошмарный сон наяву»

«Необратимость» (кадр из фильма)

После пятилетнего ремонта открывается старый добрый «Московский Киноцентр» с новым лицом но знакомым и уже всем полюбившимся содержанием. Теперь это суперсовременный развлекательный комплекс, с барами, ресторанами (китайский, итальянский и др.), казино, шоу-залом «Арлекино» и конечно же кинозалами. Теперь их три. Большой зал, малый и “третий зал”.

И как в подтверждение специфичности заведения - открывается не развлекательной и легкой премьерой.
Фильмом аргентинского режиссёра Гаспара Ноэ «Необратимость» с Моникой Белуччи и Венсаном Касселем в главных ролях, который в мае вызвала сильный шок на кинофесте в Каннах (часть публика демонстративно покинула зал).

Клиповая съемка-монтаж фильма, специфическое движение камеры, световые эффекты - создают неповторимую психоделическую
атмосферу которая, людей с неуравновешенной психикой и склонных к головокружению, может привести к серьезным последствиям.
Во время показа фильма на Каннском фестивале у трёх зрителей случился обморок, а более чем двадцать человек потребовали
кислородные маски.

Шокирующий, напряженный, сумасшедший, жестокий фильм рассказывающий историю в обратном порядке. С конца событий…

Сюжет прост (как прост был и сценарий, всего на 4-х страницах) - молодая женщина по имени Алекс (Белуччи) отправляется на свинг-вечеринку с другом (Кассель) прихватив для компании своего бывшего возлюбленного (Дюпонтель) не подозревая, что этот поход закончится трагедией. Рассорившись с другом и отказавшись от предложения, проводить ее до дома, своего «бывшего» она выскакивает поздним парижским вечером на улицу, где в подземном переходе сталкивается с «обнюхавшимся кокаином» отморозком - который жестоко насилует ее и избивает. В коматозном состоянии с разбитым лицом и искалеченным телом Алекс увозят в больницу на глазах у только что вышедших с вечеринки друзей. Желание отомстить ведет ее разгоряченный любовников по следам насильника в один из смрадных районов парижского дна, в гей клуб. Найденного негодная долго и сосредоточенно убивают, для порядка размозжив ему голову огнетушителем.

Обратный отсчет событий ведет от жестокой сцены убийства насильника и садистской сцены изнасилования главной героини (в которой М.Беллуччи снималась без дублеров) к спокойным сценам поездки в метро, рассуждениях о сексе, совместимости и
завершается мягким любовным сюжетом Беллуччи и Касселя.

Жестокость и напряжение спадает от начала фильма к финалу.

По замыслу авторов этот фильм не о насилии, а о любви. О том, как любовь незаметно превращается в секс, секс – в игру, и эта игра становится опасной. Она превращается в насилие, порождающее ответное насилие. И уже ничего не повернуть назад.
Не случайно в прологе фильма обнаженный толстяк, Мясник (напоминающий нам о предыдущем фильме режиссера) рассуждает про необратимость…

И те из зрителей которые смогут пройти с героями истории весь терновый путь, все сцены жестокости и насилия, те кто сможет преодолеть необратимость будут награждены счастливым началом. Хеппи-Эндом наоборот.

Искренне Ваш, Андрей Бархатов.


 
 


 
 

 
Производство: 120 Films/Le Studio Canal+/Eskwad,Франция, 2002
Дистрибьютор в России: GP Group
Премьера мировая: 22.05.2002
Премьера в России: 29.01.2003 в 19:00 в «Киноцентре» на Красной Пресне
В кинотеатрах Москвы: 30.01.2003

Режиссер:Гаспар Ноэ
Продюсеры: Кристоф Россиньон, Ришар Гранпьер
Монтаж: Гаспар Ноэ
Операторы-постановщики: Гаспар Ноэ и Бенуа Деби
В ролях: Моника Беллуччи, Винсент Кассель, Альбер Дюпонтель, Джо Престиа, Филипп Наон и др.

Продолжительность: 94 мин.
Жанр: эротический триллер
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ смотреть зрителям склонным к обморокам и эмоциональным стрессам (Решение европейских прокатчиков)

Официальный сайт:www.irreversible-lefilm.com
 
 


 
 

Венсан Касселль о фильме:

Понимаете, мы во Франции должны снимать такие крупные фильмы, как «Братство волка». -говорит Кассель. - потому что тогда наше кино сможет выходить на международный рынок. И чем чаще это будет происходить, тем больше мы сможем снимать такие картины, как «Необратимость». «Читай по губам» или «Ненависть». Тем больше мы сможем поддерживать авторское кино.

«Необратимость» - это история о мести, рассказанная от конца к началу. Во всей картине не более 13-14 планов. Просто невероятно. Сценария практически не было, просто 5 страниц текста… Это очень необычный фильм.

Ноэ - это французский Пазолини. В его работах есть та же жестокость, та же грубость. Он очень хорошо знает людей. Гаспар знаком с парижским дном, он там знает всех и каждого, он часто посещает самые мрачные районы города. В этом фильме снимается много сутенёров, проституток и трансвеститов. Они все были знакомы с Гаспаром и обожали его. В этом смысле он тоже похож на Пазолини.

Гаспар - художник. У меня было ощущение, что я познакомился с Пикассо, и он написал мои портрет. Он очень силён. Во Франции уже появилось целое поколение режиссёров, которые берут с него пример. потому что он работает очень добросовестно.

Гаспар хотел пригласить порноактеров, чтобы они дублировали нас на крупных планах сами понимаете чего. Но мы убедили его отказаться от этой идеи. Все равно все решили бы. что это мы. В картине есть сцена, которую мы играем абсолютно голыми, но порнографии в ней нет.

Я хотел быть рядом с женой, когда снимали сцену изнасилования, чтобы помочь Монике психологически, но она запретила мне появляться на площадке. Думаю, что и актеру, ее насиловавшему, было бы неприятно мое присутствие. Поэтому я на неделю укатил с друзьями в отпуск.

Мы хорошо представляли себе, на что идем. Речь не о каннском скандале, который пойдет только па пользу картине. Нам просто хотелось сняться в чем-то особенном.

Я очень горжусь участием в этой картине. Хочу помочь возрождению французского и европейского кино. И это как раз то. что сейчас происходит! Мне сказали, что американские прокатчики пачками уходили с просмотров картины на каннском кинорынке. Услышав это, я испытал настоящий оргазм! Мы вырвемся из тисков засилья американского кино, когда научимся делать оригинальные, смелые фильмы, которые ни за что в жизни не снимут в Голливуде!

 

Моника Белуччи о фильме:

«Необратимость» задумывалась как яблоко раздора. - говорит Беллуччи, - как фильм, который вызовет противоречивую реакцию у зрителей. Это что-то среднее между «Механическим апельсином» Стэнли Кубрика и «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини. Это гремучая смесь насилия и страсти, жестокости и поэзии.

«Необратимость» - это просто удар ногой под дых зрителю. Сцены, которые мы сняли, очень трудно смотреть, потому что они предельно приближены к правде жизни. Изнасилование - это страшно.

Ноэ - режиссёр-безумец. В хорошем смысле этого слова.

Зрителю полезно посмотреть фильм, который вышибет его из седла… Мы знали, что в Канне будет такая реакция. Она всегда сопровождает жесткие, серьезные фильмы. Они никогда никому не правятся. Но люди говорят о них потом неделями. Так что лучше: «плохой» фильм, который не выходит у тебя из головы, или «хороший», который выветривается из сознания через пять минут?

Этот фильм можно либо любить, либо ненавидеть. В этой картине так откровенно говорится о сексе, потому что это единственное, что возвращает нас к своему естеству, к животной природе. Благодаря сексу рождаются дети, и человечество не умирает.

Я и сама не представляла, как буду играть сцену изнасилования. Она не из тех. что можно подолгу репетировать. Я просто сделала это, потом еще, еще и еще. Четыре раза подряд мой партнер сдирал с меня одежду, лежа па грязном заблеванном полу подземного перехода.

Сначала в «Необратимости» очень много насилия. Но потом в нём появляется поэзия, красота. Атмосфера картины гак прекрасна. После просмотра вы выходите из зала со сладким, нежным и красивым чувством. Вы почти забываете о насилии в начале фильма.

Я люблю сниматься со своим мужем. Для нас это еще одна возможность побыть вместе. Мы оба хотели поработать с Гаспаром Ноэ. Однажды он сказал мне, что хочет снять порноисторию. Я рассказала об этом Венсану. Он сказал мне: «Мы не можем позволить себе сниматься в такой картине!» А я ему: «А почему бы и нет?»

Хотя я и снимаюсь в Америке, я прекрасно осознаю, что фильмов, подобных «Необратимости», Там нет и быть не может. Раньше в Голливуде делали пронзительные картины о природе любви и насилия - «Почтальон всегда звонит дважды», «Жар тела»… Сейчас таких фильмов больше нет.

 
 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Сборы за первый Уик-энд проката:
Франция - $1.985.710 (282 экрана, 2 недели в прокате)
Италия: $880.538 (161 экран, 2 недели в прокате)

По данным журнала «Кинобизнес сегодня», 202, № 8

 

Из всего показанного в Канне именно это кино станет «притчей во языцех»… Фильм Гаспара Ноэ «Необратимость» (Irreversible) был показан на каннском конкурсе в один из последних дней, когда всех уже притомила ровная кинопрограмма.

Нужен был скандал.

И организаторы заблаговременно подложили мину под фестиваль. Фильм, от которого кружится голова и подкашиваются ноги, «Необратимость» стал такой же громоподобной сенсацией, как некогда «Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга, а в прошлом году — «Пианистка».

Стае Тыркин, «Комсомольская правда», 31 мая 2002 г.

 
«Необратимость» настолько шокировала зрителей, что 250 человек вышли из зала, причём некоторым из них потребовалась медицинская помощь.

Пресс-секретарь пожарной части города лейтенант Жерар Куртель сказал: «За 25 лет моей службы такого на Каннском фестивале ещё не было. Некоторые сцены этого фильма невыносимо смотреть даже нам, профессионалам».

Во время сцен изнасилования и убийства двадцать человек в зале упали в обморок.

Критики оценили фильм весьма неровно, но те, кто той субботней ночью остался в зале до конца показа, аплодировали картине стоя в течение пяти минут.

«ВВС News», 26 мая 2002 г.

 

Влияние Полански отчётливо сказывается и в творчестве провокатора Гаспара Ноэ, которого впору назвать «provoc-autuer» за фильм «Необратимость», представляющий собой пощёчину общественной морали.

Чего стоят хотя бы начальные титры фильма: сначала появляется предупреждение о защите фильма авторским правом и титры, которые обычно видят только те зрители, которые задерживаются после фильма дольше других, чтобы подобрать с пола упавшие пакетики с поп корном.

Элвис Митчелл, «The New York Times», 25 мая 2002 г.

 

В фильме очень много отвратительного, но сама структура картины создаёт контекст, в котором маниакальная ярость главного героя и насилие кажутся достоверными.

Люк Баркер, «Reuters», 24 мая 2002 г.

 

«Необратимость» — это напоминание о смерти, зафиксированное на целлулоид. Действие развивается в обратном порядке: от тошнотворной сцены насилия до трогательных мгновений нежности. «Необратимость» — это трудное, но полезное путешествие по волнам моря чувств, облечённое в изысканную визуальную оболочку.

Зрители, которые предпочитают милые любовные истории, красивые картинки и терпеть не могут съёмки ручной камерой, наверное, не будут в восторге от этого фильма, но, тем не менее, каждый кадр, снятый Ноэ, рассчитан до мелочей. Режиссёр обратился к Касселю и Беллуччи с предложением участвовать в фильме, который «следовало снять» Кубрику с Крузом и Кидман. «С широко закрытыми глазами» — это мечта. «Необратимость» — это, безусловно, кошмар.

Зритель не может быть ни в чём до конца уверен: ни в любви, ни в дружбе, ни в будущем.

Обратная структура фильма, разумеется, призвана удивить, но действие фильма разворачивается ровно и естественно. Картина состоит не более чем из двадцати длинных, насыщенных, прекрасно поставленных планов, каждый из которых полноценен и смотрится на одном дыхании.

Операторская работа (а фильм был снят в кратчайшие сроки на Super-16, а затем в течение девяти месяцев обрабатывался с помощью цифровой технологии и был перенесён на 35мм плёнку) поразительно естественна.

Работа звукорежиссёра — на самом высоком уровне.

Несмотря на безусловные трудности, связанные с такими длинными планами и необходимостью постоянной импровизации (сценарий «Необратимости» состоял всего из четырёх страниц), игра актёров превосходна. Особенно запоминается непосредственная эмоциональная реакция Беллуччи.

Лайза Несселсон, «Variety», 24 мая 2002 г.

 

Каннский фестиваль никогда не обходится хотя бы без одного шокирующего фильма, который заставляет критиков метать гром и молнии. Но даже ветераны фестиваля не помнят такого, чтобы актриса, играющая главную роль в такой картине, заявляла, что не может спокойно смотреть на собственную игру в этом фильме.

Ким Уилшер, «Daily Telegraph», 19 мая 2002 г.

 
«Необратимость» отличилась

Скандальный фильм Гаспара Ноэ, скоро выходящий в отечественный прокат, стал победителем Стокгольмского международного кинофестиваля. «Необратимость» /Irreversible/ с Моникой Белуччи и Венсаном Касселем в главных ролях в мае вызвала сильный шок в Каннах, где публика покинула зал, не перенеся подробностей изнасилования героини и прочей жестокости в кадре. Шведы оказались гораздо более уравновешенны. Спецприз стокгольмского жюри получил уже засветившийся в Венеции фильм Лукаса Мудиссона «Лиля навсегда» /Lilja 4-ever/ с Оксаной Акиньшиной в главной роли, приз за дебют достался испанцу Рамону Салазару («Piedras»), а за лучший сценарий – швейцарке Дельфине Гляйц («Carnages»).

К.Тарханова 27.11.2002

 
Беллуччи и Кассель нашли способ наладить супружеские отношения через кино

Супружеская чета Моника Беллуччи и Венсан Кассель, объявившие недавно о планах развестись, тем не менее снимутся в одном фильме — вот что кино с людьми делает. Правда это будет далеко не романтическая комедия, а мрачный франкоязычный триллер под названием “Тайные агенты” (Agents Secrets), режиссёром коего назначен Пьер Шендорффер. Помогут им не разругаться на площадке актёры Андре Дюссолье и Шарль Берлинг. Не сказать, что сюжет блещет оригинальностью — двое шпионов выясняют, что итогом подковёрной борьбы других секретных агентов может стать плачевный итог их операции.

Напомним, что ранее Белуччи и Кассель снялись вместе в трёх фильмах: «Квартире», «Братстве волка» и «Необратимости»

 
Метки:cinema

Связанные записи