Бархатов.com

Записки на манжетах

…о кино: «Человек без прошлого» (Mies vailla menneisyytta)

Январь 27, 2003

«Жизнь после жизни»

«Человек без прошлого»

Мне всегда нравилось финское кино (еще со времен советско-финского фильма «За спичками»), правда, его трудно увидеть на экранах России, но случился некоторый прорыв. Выходит в широкий прокат (сперва картина была представлена в июне 2002 г., на ММКФ) новый фильм «Человек без прошлого», одного из лучших европейских режиссеров Аки Каурисмяки. Как было сказано атташе по культуре Финляндии, на премьере фильма в Московском Киноцентре: «Впервые финский фильм официально выходит в полномасштабный прокат России». От себя могу добавить, что не просто финский фильм, а многократный призер и номинант большого количества кинопремий, да и просто отличная картина, которая наверняка понравится как сторонникам серьезного «кино для ума», так и тем кто хочет просто отдохнуть и поразвлечься…

Ночь, поезд, Хельсинки, вокзал, приезжий мужчина опускается на скамейку что бы предаться каким то своим мыслям. Но медитировать в этом тихом уголке финского вокзала ему не суждено. Группа отмороженных подростков избивает его, просто ради забавы, до смерти - выбросив все его документы в мусорку. Истекая кровью, из последних сил он добредает до вокзального туалета, где и впадает в коматозное состояние. В больнице старенький доктор констатирует остановку сердца и прекращение деятельности мозга. Неизвестный умер. Очередной неопознанный труп, дело вполне обычное для «больничных городских свалок». Но о чудо! Неизвестный вдруг приходит в себя, «оживает» и, забрав ни слова не говоря свои вещи, уходит из больницы, что бы вновь впасть в кому на берегу озерка рядом со свалкой.

В Финляндии, как и везде, живут довольно разные люди. Одни обирают бессознательно лежащего человека, другие принимают в нем участие и начинают его выхаживать. Так он оказывается в необычном мире, на свалке расположенной, где-то на окраине Хельсинки - среди людей безработных, бездомных, пьющих и не очень, но умеющих радоваться малому.

Постепенно возвращаясь к жизни, бедолага начинает ходит, самостоятельно есть и даже говорить. Но он ничего не может вспомнить из своей жизни. Ни имени, ни семейной положения, ни профессии, ни даже пьет ли он пиво… Таким образом, он начинает жить с нуля. При посредстве прожженного коррупционера - местного охранника свалки, эта тень человека, обзаводится полусгнившим вагончиком обиходив который он превратил в свое новое жилище. Местные обители по-соседски обучили новичка правилам «свалочной» жизни и познакомили с «Армией спасения»…

И вот последнее знакомство пожалуй оказалось для него настоящим переворотом. Получив пищу и одежду, он знакомится с одной из солдат этой Армии - Ирмой, которая хоть и живет не на свалке, но общежитие немногим её не далеко ушло от вагончиков бездомных. Каждый вечер, приходя домой, что бы хоть как то побороть свое одиночество Ирма включает магнитофон и лежа на кровати долго и пронзительно смотрит на этот музыкальный ящик.

Так начинается необычная и трогательная любовь служащей Армии Спасения и человека без имени и без прошлого. Устроившись на работу в Армию Спасения, наш герой начинает проявлять всевозможные способности, то в организации концерта местного ВИА, то в сварочных работах.

И возможно так продолжалось бы всегда - если б в один день его не запер в комнате-сейфе вместе с банковской служащей необычный грабитель. Приехавшим полицейским очень не понравилось пребывание в столь «законопослушной» столице такого странного человека: без документов, без имени, без страхового удостоверения, без прошлого. Газетное объявление чудодейственно возвращает нашему герою его потерянное прошлое. Нужно ли оно сейчас ему…? И его ли уже это прошлое…?

Вот такая история.

Если у вас выдастся пару свободных часов, я советую вам не пропустить сию драматическую историю, рассказанную нам Каурисмяки с присущим ему тонким юмором и иронией.

Искренне Ваш, Андрей Бархатов.

 
 

Mies vailla menneisyytta


 
 
Производство: Германия, Финляндия, Франция, 2002, 97 мин.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Рейтинг MPAA: PG-13
Режиссер: Аки Каурисмяки
Cценарий: Аки Каурисмя
Оператор: Тимо Салминен
Композитор: Леэви Мадетоя

В ролях: Маркку Пелтола, Кати Оутинен, Юхани Ниемеля, Кайя Пакаринен, Сакари Куосманен, Анникки Тяхти, Аннели Саули, Элина Сало, Оути Мяенпяя, Эско Никкари

Премьера (мир): 01 марта 2002
Премьера (РФ): 27 февраля 2003, «Интерсинема-Арт»
 
Ограничения: не рекомендуется лицам до 13 лет
Официальный сайт: Mies vailla menneisyytta
 

  • КИНОФЕСТИВАЛЬ В КАННАХ 2002 – КОНКУРСНЫЙ ПОКАЗ
  • ГРАН-ПРИ, ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ (КАТИ ОУТИНЕН)
  • ПРЕМИЯ ОСКАР 2003 – НОМИНАЦИЯ В КАТЕГОРИИ “ЛУЧШИЙ ИНОСТРАННЫЙ ФИЛЬМ”
  • КИНОФЕСТИВАЛЬ В ГАМБУРГЕ 2002 – ПРЕМИЯ ДУГЛАСА СЕРКА
  • КИНОФЕСТИВАЛЬ В ЛЮБЕКЕ 2002- ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ
  • КИНОФЕСТИВАЛЬ В ГЕНТЕ 2002- ПРИЗ ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ
  • КИНОФЕСТИВАЛЬ В САН-СЕБАСТЬЯНЕ 2002 – ПРЕМИЯ ФИПРЕССИ
  • КИНОФЕСТИВАЛЬ В СЕУЛЕ 2002- ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ
  • КИНОФЕСТИВАЛЬ В ПАЛМ-СПРИНГЗ 2002– ПРЕМИЯ ФИПРЕССИ
  • ПРЕМИЯ JUSSI (ФИНЛЯНДИЯ) – ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ, ЛУЧШАЯ РЕЖИССУРА, ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ, ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
  • КИНОФЕСТИВАЛЬ В БАНГКОКЕ 2003 – ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ, ЛУЧШАЯ АКТРИСА

 
 


 
 

 
 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

 
ЗАЯВЛЕНИЕ РЕЖИССЕРА

Мой последний фильм был черно-белым и немым, что ясно свидетельствует, о том что я - деловой человек. Однако, чтобы пойти по этой дороге дальше, потребовалось бы отказаться от изображения. Что бы у нас тогда осталось? Тени. Так что, всегда готовый пойти на компромисс, я решил сделать поворот на 180 градусов и снять этот фильм, в котором масса диалогов плюс разнообразие красок, не говоря о других коммерческих достоинствах. Должен признаться, что в глубине подсознания, я, наверное, надеялся, что благодаря этому шагу стану казаться нормальным. Мои социальные, экономические и политические воззрения на состояние общества, морали и любви, я надеюсь, вы найдете в самом фильме.

Искренне ваш, Аки Каурисмяки

 

ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПРОШЛОГО

Фильм «Человек без прошлого» добавляет новые грани к истории, которая взволновала зрителей всего мира в другом фильме Аки Каурисмяки “Вдаль уплывают облака”. Не уклоняясь от неприятных вопросов, он рисует образ маленькой северной страны в трогательной, забавной и свободной от предрассудков манере.

В начале фильма мужчина (Маркку Пелтола) приезжает в Хельсинки в поисках работы, становится жертвой нападения и теряет память. Ему приходится начать жизнь сначала. Он находит любовь (Кати Оутинен) и вынужден открыть для себя ценности, с которыми человеку не было бы стыдно жить. Простая история о людях, которые не забыли, как быть добрыми.

Весь фильм пронизан красотой, контрастно освещенной с помощью поразительной режиссуры. В выборе средств выражения автор фильма идет на величайший риск и выигрывает. Аки Каурисмяки недавно (в фильме «Юха», 1999 - последнем немом фильме ХХ века) в очередной раз продемонстрировал, что принадлежит к редкой породе тех художников, кто изображает «пограничную область» между городом и деревней: привилегированный сектор классового общества и обочину Финляндии, обреченную на безвестность. Картина, нарисованная Каурисмяки, проникнута достоинством (лишенным и высокопарности, и уныния) и пониманием судьбы его персонажей, судьбы, которая, скорее всего, бесповоротно завершится «на дне», но в то же время обладает своими бунтарскими радостями, равно как и местом для своего «я». Это похвальный выбор, поскольку власть и господство, похоже, развращают всегда и полностью. В этике и стиле Каурисмяки прослеживается глубокая связь с титанами кино, которые продемонстрировали абсолютное и безграничное уважение к человеку, создав такой точный способ выражения и такой кинематографический стиль, в котором средствами чистого кино это уважение передано в каждом кадре. Аки Каурисмяки создал фильм, в котором смелая и мощная гамма формы, цвета и средств выражения свидетельствует о прекрасном знании традиций как финского, так и европейского кино, и о новом дерзком стилистическом шаге в глубины собственного мира.

Мир Аки Каурисмяки - один из самых узнаваемых в современном кино. На задворках Европы находится страна под названием Финляндия, где финны совершают нескончаемое путешествие из деревни в город, в неразведанную область Европы, к грубому фарсу современной бюрократии, к нашей общей трагедии, которую никто другой не сумел раскрыть с таким неповторимым чувством юмора. Оптимистическая трагедия и художник, не забывший ряд вещей, которые очень просты, но понимание которых стало поразительно редким. Любовь к ближнему. Солидарность. Понимание того, что бедность не обязательно превращает человека в идиота, а, следовательно, каждый человек обладает чувством собственного достоинства. Ф

Фильмы Аки Каурисмяки можно условно отнести к трем-четырем жанрам. Это «классика», нашедшая наиболее яркое воплощение в картинах «Гамлет идет в бизнес» и «Жизнь богемы». Во-вторых, комедийные «роуд-мувиз», среди которых «Ленинградские ковбои едут в Америку», повсеместно ставшие культовым фильмом, и отмеченный чертами гениальности фильм «Береги свою косынку, Татьяна», где выходные представителя финского рабочего класса проходят одновременно в выдуманном мире и в очень реальном мире Финляндии, зажатой между Востоком и Западом.

Наконец, есть замечательные фильмы, которые принадлежат к числу последних (даже в мировом кино) вдумчивых описаний жизни рабочего класса и самих пролетариев. В контексте подобной безликой Европы развлечений “трилогия о рабочем классе” Аки Каурисмяки (“Тени в раю”, “Ариель”, “Девушка со спичечной фабрики”) является бесценным даром. Поэтическая правда фильма “Вдаль уплывают облака” (1996) тронула сердца зрителей по всей Европе. “Мне было бы стыдно смотреть на себя в зеркало, если бы я не снял фильм о безработных”, - сказал Аки Каурисмяки, объясняя выбор темы этого фильма. Посмотрев новый фильм Каурисмяки “Человек без прошлого”, мы понимаем, что “Облака” были началом новой трилогии.

В начале 1994 года редакторы ежемесячного приложения к самой большой ежедневной финской газете “Хелсингин Саномат” обратились к группе общественных деятелей с вопросом: “Каков смысл жизни?” В данном случае вопрос ставился совершенно серьезно, поскольку исходил от школьников младших классов - в их возрасте с такими серьезными вещами не шутят. Многих из опрошенных вопрос поставил в тупик, но среди всех ответов выделялся один: “Смысл жизни в том, чтобы выработать собственные моральные принципы, уважающие природу и человека, и затем следовать им”. Ответ Аки Каурисмяки, и это одно из объяснений того, что фильм “Человек без прошлого” возвышает нас как зрителей до уровня подлинного гуманизма.

Петер фон Бах (критик)

 
 

АКИ КАУРИСМЯКИ
Сценарист, режиссер, монтажер и продюсер.
Родился в Финляндии 4 апреля 1957 года, но…
 
Фильмография:

  • 1981 - Сайма - явление (совместно с Микой Каурисмяки)
  • 1983 - Преступление и наказание
  • 1985 - Союз Каламари
  • 1986 - Тени в раю
  • 1986 - Рокки-6 (короткометражный)
  • 1987 - Гамлет идет в бизнес
  • 1987 - По проводу (короткометражный)
  • 1988 - Ариель
  • 1989 - «Ленинградские ковбои» едут в Америку
  • 1989 - Грязные руки (телевизионный)
  • 1990 - Девушка со спичечной фабрики
  • 1990 - Я нанял убийцу
  • 1991 - Жизнь богемы
  • 1991 - Вот были деньки (короткометражный)
  • 1991 - Эти башмаки (короткометражный)
  • 1993 - Total Balalaika Show (документальный)
  • 1994 - Береги свою косынку, Татьяна
  • 1994 - «Ленинградские ковбои» встречают Моисея
  • 1996 - Вдаль уплывают облака
  • 1999 - Юха
  • 2002 - У собак нет ада (новелла в фильме «На десять минут старше»)
  • 2002 - Человек без прошлого

 

ТИМО САЛМИНЕН (оператор)
Родился в 1952 году
Начал сотрудничать с Аки Каурисмяки в 1981 году и с тех пор снимал все его фильмы (кроме телевизионного фильма “Грязные руки”) и большую часть других картин, продюсером которых были компании “Sputnik Oy” и “Filmproductions Oy”.
 

КАТИ ОУТИНЕН (Ирма)
Родилась в 1961 году.
Кати Оутинен впервые снялась в кино в 1980 году и тогда же поступила в Театральную академию. Закончив ее в 1984 году, она в течение десяти лет играла на сцене театра KOM в Хельсинки. Ее блестящая кинокарьера включает главные роли в фильмах Аки Каурисмяки “Тени в раю”, “Гамлет идет в бизнес”, “Грязные руки”, “Девушка со спичечной фабрики”, “Береги свою косынку, Татьяна”, “Вдаль уплывают облака”, “У собак нет ада” и “Человек без прошлого”.
 

МАРККУ ПЕЛТОЛА (М.)
Родился в 1956 году. Начиная с 1978 года Маркку Пелтола участвовал в многочисленных экспериментальных проектах в области музыки и театра. Помимо многочисленных ролей в театре он исполнил несколько ролей второго плана в таких фильмах, как “Юха” и “Вдаль уплывают облака” Аки Каурисмяки.
В последние годы Маркку Пелтола работал в театре-ресторане, который он основал вместе со своей театральной труппой. Маркку Пелтола исполнил главную роль в короткометражном фильме Аки Каурисмяки “У собак нет ада”. “Человек без прошлого” - первый главная роль в полнометражном фильме.
 

АННИККИ ТЯХТИ (директор отделения Армии Спасения)
Первая пластинка Анникки Тяхти вышла 28 февраля 1953 года. Она принадлежала к поколению певиц, которые отвоевали эстраду у мужчин в послевоенной Финляндии. В ностальгическом вальсе “Помнишь ли ты Монрепо?”, записанном в 1955 году, впервые прозвучала ранее запретная тема тоски по утраченной Карелии - провинции, аннексированной Советским Союзом после Второй мировой войны; эта пластинка стала первым финским золотым диском. Анникки Тяхти и сейчас регулярно выступает на эстраде и является самой знаменитой и любимой публикой гранд-дамой финской популярной музыки.
 

МАРКО ХААВИСТО и ПОУТАХАУКАТ (оркестр Армии спасения)
Группа “Марко Хаависто и Поутахаукат” была основана в 1997 году. Ее первая пластинка “Идеальный мир” вышла в 1999. В фильме “Человек без прошлого” “Марко Хаависто и Поутахаукат” предстает в роли оркестра Армии спасения. Аки Каурисмяки уже использовал группу в короткометражке “У собак нет ада”. Ее руководитель Марко Хаависто ранее возглавлял группу “The Badding Rockers”. Их песни звучали в фильмах Аки Каурисмяки “Вдаль уплывают облака” и “Девушка со спичечной фабрики”.
Второй альбом группы “Марко Хаависто и Поутахаукат” вышел в марте 2002 года под названием “Лампа зажжена”.
 
 
ТЯХТИ (Ганнибал)
Родилась 5 декабря 1995 года.
Тяхти принадлежит к известной актерской семье: ее бабушка Лайка сыграла роль Бодлера в фильме Аки Каурисмяки “Жизнь богемы”, а мать Пииту исполнила одну из главных ролей в картине Каурисмяки “Юха”.
 
 
Salvation Army band. О проекте:
 

Первый альбом группы был выпущен в 1997 году и назывался “ Marko Haavisto & Poutahaukat”. После достаточно успешного релиза и тура в поддержку альбома свет увидел второй альбом ”Taydellinen Maailma”, который появился в музыкальных магазинах в 1999. Последний альбом называется ”Lamppu Palaa”.

Совместная работа Аки Каурисмяки и группы началась на фильме ”Kauas Pilvet Karkaavat”, где зрители могут слышать композицию ”Myrskyn Keskella”. В фильме Каурисмяки ”Tulitikkutehtaan Tytto” звучит песня Марко ”Se Jokin Sinulla On”. Песня «гром и молния» в обработке The Poutahaukat’s звучит лейбмотивом короткометражки Каурисмяки « У собак нет ада». Песни с последнего альбома «Lamppu Palaa» Марко Хаависто такие как ”Paha Vaanii” и ”Stay” можно услышать в последнем фильме Каурисмяки «Человек без прошлого».

«Я никогда ничего не понимал в трендах. Я следую традициям и вот каким: рок-н-ролл, кантри и финская поп-музыка». Нельзя изменить традиции, можно потерять их, но с ним потерять и себя. Я не знаю, что современно, а что нет, в моем репертуаре в основном музыка на все времена», Marko Haavisto.
и еще:

Карьера Marko Haavisto в качестве музыканта и композитора по его словам началась в очень раннем возрасте - «когда мне было 8 лет, я где-то раздобыл гитару, и уже через год первые музыкальные группы стали появляться там да сям. Самой заветной мечтой того времени было услышать однажды свою музыку в записи, и даже в самых безумных мечтаниях я просто-таки слышал то, в каком виде мои песни должны звучать в радиоформате». Когда музыканту было 18, группа п/р Марко «Злобные роккеры» (Badding Rockers) выпустила в свет аж 3 альбома на пике своей работы в 1987-93 годах. В 1993 настало время делать другую музыку. В духе новых веяний Марко собрал группу «Геронимо» (Geronimo). Группа работала на свободных началах в течение 1993-96 - итогом работы стал один единственный сингл. Состояние неопределенности привело группу к распаду, а Марко - к игре в других командах. «В 1997 году у меня было столько собственного музыкального материала, что необходимо было с ним что-то делать. Пришло время собрать знакомых музыкантов и репетировать новые песни». В итоге размышлений на свет появилась группа the Marko Haavisto & Poutahaukat или сейчас - Salvation Army Band.

 
Метки:cinema, ММКФ

Связанные записи