Бархатов.com

Записки на манжетах

PDF-Архив: «Хохма»

Юмористический альманах «Хохма», второй проект издательства «ГлаголЪ», был просто «бомбой» в начале 90-х. Кто «родом из СССР», тот помнит, какой юмор был тогда в ходу в разных чаянах-крокодилах. «Хохма» же была юмористическим альманахом без комплексов, но в рамках приличий. Да, в тестах «Хохмы» наличествовал мат. Да, присутствовали жаргонизмы. Но все материалы были созданы хорошими авторами, и все это было слушаемо народом на неофициальных мероприятиях и частных встречах с магнитных лент - и, дома, на кухне среди своих, и не дома…. И, таки, да, это была самая настоящая «желтая пресса». Причем, первый выпуск альманаха сегодня сильно пожелтел от времени, как бы символизируя собой истинную желтизну…

«Хохма» выходила с 1990 по 1994 год тиражом от 35 до 100 тысяч экземпляров, с распространением по всем регионам, в том числе, и в Москве, и в том числе, и по подписке. Создателей, как и саму газету неоднократно били и ругали, Но, закрыть газету в те годы было не так просто. А в качестве наглядной иллюстрации или «исторической справки» в конце текста можно было прочесть своеобразные «отзывы» о качестве самого издания и создателей «Хохмы, и её читателей…

К сожалению, самые интересные номера не сохранились. Скан-копии трех, чудом завалявшихся, в амбарах времени выпусков, вы можете скачать (средний размер 1 файла ±7Mb), полистать их и окунуться в газетный мир молодой российской «желтой прессы» начала 90-х. Все выложенные файлы, можно использовать как угодно, но только в некоммерческих целях. Любое коммерческое использование, продажа или сдача материалов в прокат нарушает авторские смежные права и преследуется по закону.

ЧИТАЙТЕ «Х…МУ», или Плач по ушедшей цензуре

Жила-была фирма «Экстель», торговала чем ни попадя, денежками ссужала желающих, мимо цветных металлов не проходила, издательской деятельностью баловалась—да вот, как на грех, решила сделать себе рекламу. Да не простую, а о-очень простую, ну такую простенькую, чтоб клиент-покупатель ни капли извилин своих не напрягал и благодетелей своих в излишнем интеллекте не заподозрил. Дурное дело, как известно, не хитрое, а потому и помощников «Экстель» нашла себе немало; это и екатеринбургская газета «В путь», и информотдел ТОО «Глаголь», и некий господин А. Б. Бархатов, и издательство. «Уральский рабочий».

Вот такой солидный коллектив трудился по спецзаказу фирмы «Экстель» над созданием газетки под названием «Хохма» тиражом не хилым — аж 35 тысяч экземпляров. Состоит газета из анекдотов, частушек, пародий и прочих словесных экзерсисов разного объема. Есть тут и новенькие, с иголочки, и дряхлые ветераны эстрады, особое предпочтение — тематике еврейской и гинекологической. Но объединяют эту коллекцию, собранную господином Бархатовым, две вещи — неграмотность изложения и безграничная, наглая похабщина содержания,

Больше все же удивляет содержание. Создателям «Хохмы» удалось реализовать голубую мечту всех журналистов: делать газету для всех, чтоб каждый нашел для себя нечто интересное. Каждый, купивший газетку, испытывает непередаваемо волнующее ощущение, что метко плюнули именно в него лично.

Портрет военного, например, в приличном воспроизведении рисуется так: «Меня! Как… кота! Этот… македонский! Этот перестройщик ушастый!.. штопанный! Я как..!» и т. д. Такое словарное богатство может существенно обогатить лексический запас любой казармы, если выдержат стены. Участники войны с интересом прочтут фронтовой дневник гомосексуалиста: «Сижу в окопе, пудрюсь…». Сторонники президента порадуются за своего любимца: если весь экран заплеван — не иначе, его показывали. Учителя и врачи, евреи и грузины, мужчины и женщины — каждый читатель сможет насладиться персональным ведром помоев.

Но это, как говорится, дело вкуса — может, найдутся луженые желудки и на такие сальности Меня волнует вопрос культурологический. Я уже почти готова поверить литературным критикам, что в произведениях некоторых корифеев мат является средством художественной выразительности — это как юбочка Аллы Борисовны: не нравится тебе сценический образ, сиди и возмущайся, а художник имеет право оголиться во имя искусства до ему одному известных пределов. Но вот что непонятно (может, кто возьмется объяснить); если гражданин выпишет на заборе самую невинную цитату из «Хохмы» и если русскоязычное население не надает ему по шее тут же, не отходя от кассы, а доставит в милицию, то грозит ему штраф немаленький, а то и классические 15 суток. Но если несколько граждан без внутренних тормозов соберутся в коллектив и испачкают непристойностями не забор, а газетный лист - то еще и прибыль получат.

Вот в чем парадокс!

Российская интеллигенция всегда боролась с цензурой. И победила. Как внешнюю, административную, так и внутреннюю, от воспитания и порядочности зависящую. Теперь пожинает дурно пахнущие плоды этой победы. Но ликование в рядах победителей явно идет на убыль. Да здравствует цензура? Поживем—увидим. А пока — читайте «Хохму» и иже с нею.

© М. ПОРОШИНА.

 
В записи нет меток.