Бархатов.com

Записки на манжетах

…о кино: «Утро понедельника» (Monday Morning / Lundi matin)

Декабрь 4, 2002

«Повесть о застывшем времени»

Утро понедельника (Monday Morning

Вы считаете, что Ваша жизнь скудна и однообразна? Но там то … за границей.. в великолепной Франции воспетой классиками литературы и поэзии наверняка каждый день праздник… Э, нет! И нам это очень хорошо в очередной раз показал французко-грузинский режиссер Отар Иоселиани в своей новой картине «Утро понедельника».

Главный герой фильма Венсан, измучен однообразием жизни: Каждое утро его будней начинается одинаково, звон будильников, смена галош на ботинки, поездка на своем грязном драндулете из маленького городка до станции, где сделав несколько затяжек он садится в экспресс везущий его на родной завод, табличка «не курить» на проходной завода (перед которой все старательно бросают недокуренные сигареты)… и в конце работы все тоже самое только в обратном порядке. И почти не единого слова. Ни дома, ни на работе, ни в дороге. А о чем говорить? Все слова сказаны давно.

И дома жена, переставшая давно быть женщиной, и не возбуждающая уже ничего у мужа. Убогий двор, слабые попытки Венсана вспомнить что он когда то был художник. Скучающий молодой священник, подсматривающий за всеми женщинами в подзорную трубу. Скучающие подростки, почтальон нашедший себе развлечение в чтении чужих писем и т.д. и т.д.

Но однажды Венсан не решает докурить сигарету до конца и не остается у закрытых дверей завода. Жизнь меняется. Прогулка по городу, небольшая драка, выпивка с незнакомыми грузинами громко поющими русскую песню и пьющими водку, встреча со старым приятелем-художником (который тоже больше не пишет, а работает Мадам Пи-пи в общественном туалете). И как финал – Венсан не возвращается домой, а едет к умирающем отцу который наставляет его: «Ты художник! Ты должен посмотреть мир. Съезди для начала в Венецию» - убеждает его отец, приправляя свои убеждения солидной пачкой денег.

Неужели можно все изменить? Разбить осточертевший, однообразный быт? Попытка – не пытка… Поезд, прекрасная барышня – попутчица, веселый сосед – венецианец, гондолы, дома на воде, живописные квартальчики, первые рисунки, воскресенье. «Да! Оказывается за границей то другая жизнь» - написано на счастливом лице Венсана. Новый друг-венецианец просто брызжущей радушием и гостеприимством, прогулки по проливу, веселый пикник на берегу с песнями и смехом, и завершение праздника – на крыше высокого дома. «Ты думал эта была Венеция? Нет – вот Венеция, оглянись» - говорит новый друг и показывает широко обмахнув пространство рукой. Воскресенье подходит к концу. На утро проснувшись дома у нового друга Венсан провожает его на точно таком же служебном экспрессе до проходной такого же завода, где висит такой же «НО СМОКИНГ» где все бросают недокуренные сигареты.

Как так? И в этом венецианском раю то же самое? Есть ли тога смысл в его побеге? Сразу вспоминаются слова самого Иоселиани сказанные на пресс конференции. «Куда бы вы не приехали – всегда и всюду будет то же самое». И как закономерность безысходности – возврат Венсана в родные пенаты. Тут за время его отсутствия ничего не изменилось. Его встречают как-будто он и не уезжал куда-то не предупредив.

И снова утро понедельника…

Звонят будильники, смена галош на ботинки, вот только разве что жена моет его драндулет и провождает на все тот же завод.

Прекрасный фильм. Много доброго, но грустного юмора И наверно поучительно для тех кто надеется на райскую жизнь которая сама собой начнется – стоит только поменять место.

Искренне Ваш, Андрей Бархатов.


 
 


 
 
Философская притча. Человеку постоянно кажется, что там, где он живет, все очень плохо, а где-то далеко - намного лучше. На самом деле то, что тебя взрастило и окружает, собственно, и есть ты. От себя не уйдешь, куда бы ни уехал.
«Мой фильм лишь очередная иллюстрация этого достаточно известного тезиса» - © Отар Иоселиани.
 
 

 
 
Приз ФИПРЕССИ на Берлинском МКФ в 2002 году Отару Иоселиани “за его очень профессиональный и изящный портрет абсурда и скуки повседневности”, приз “Серебряный медведь” “за лучшую режиссуру”.
 
Производство: Le Studio Canal+/Centre National de la Cinematographie, 2002
Дистрибьютор в России: Кино без Границ
Мировая премьера: 20.02.2002
Российская премьера: 05.12.2002
Премьера пройдет в кинотеатре «Ролан»
 
Жанр: Драма / Комедия
Режиссер: Отар Иоселиани - “Листопад”, “Жил певчий дрозд”, “Пастораль”, снятые им еще в Грузии, а также “Фавориты луны”, “И стал свет”, “Вся истина в вине” и другие
В ролях: Жак Биду, Анни Кравц-Тарнавски, Нарда Бланше, Радслав Кински, Дато Тарилачвили, Эдриен Пачод, Паскаль Шаналь, Лора-Кэй Монне, Отар Иоселиани
Продолжительность:122 мин.

 
Метки:cinema

Связанные записи