Бархатов.com

Записки на манжетах

«Гоп со смыком» (радиопрограмма)

Избранный архив программы «Гоп-со-Смыком» (1998 - 2010)

 
Программа выходила с конца 1998 по конец 2000 года, на волнах «Радио 101», позже «Русского Радио» в Екатеринбурге.
Ведущий: Папа Радж (Радж Гайфулин)
Авторы программы: Андрей Бархатов и Радж Гайфулин.
Саунд-продюсер: Дмитрий Парфентьев.
Архивариус и продюсер: Андрей Бархатов
(кликнув по ссылке «More», можно прослушать и скачать выпуски в отдельности.)
 
 


Плейлист выпусков (1999.12-2000.03)More…
 
 

«Гости в студии» (1999-2000)More…
 
 


 
 

«Не говори “Гоп” пока не “Смык”»

Может название нового проекта на “Русском Радио” “Гоп со смыком” кому-то покажется слишком вызывающим, но, на наш взгляд, оно точно отражает содержание передачи. А как бы вы сами назвали программу, полностью посвященную русскому шансону?

Правда, с таким определением жанра не согласен сунд-продюсер проекта Дмитрий Парфентьев: “Я бы повстречался на узкой дорожке с тем человеком, который назвал эту музыку французским словом “шансон”. Это ж ни в какие ворота! Я бы это назвал скорее “песни на кухне под бутылку кефира” или “уличная одесская музыка”: Такую музыку раньше слушали 90% российских людей. Если россиянин не любит шансон, то он не россиянин.
Первым гостем программы станет Михаил Шуфутинский, который хоть нынче и отрекается от своего “блатного” прошлого, но нет-нет, да и “пропоется” стареньким. Так же в первом выпуске “Гоп со смыком”, как ЭТО ДЕЛАЕТ композитор Владимир Матецкий. Оказывается у сочинителя “Лаванды” имеется альбом русского шансона.

В следующих передачах прозвучат редкие записи Аркадия Северного, Вики Чинской, Владимира Сорокина, Евгения Кемеровского и др.
Знатоки оценят всю эксклюзивность найденного материала. А откапывает, частенько в прямом смысле слова, эти раритетные вещи не кто иной, как широко известный в узких кругах - Андрей Бархатов - звукорежиссер-рестовратор, издатель компакт-дисков, продюсер проектов “Белая гвардия”, “Актерская песня”.

Отдельной строкой о ведущем. Это Папа Радж - известный екатеринбургский исполнитель русского шансона, записавший не один десяток компашек, при чем большинство из них (словно в подтверждение слов Дмитрия Парфентьева) - в Одессе.
Но если кто-то вдруг засомневается в гармоничном составе проекта “Гоп со смыком” с форматом “Русского радио”, советуем вспомнить московскую программу “Пальцы веером”, которую делал господин Гусев, позже открывший “Радио Шансон” в Питере.
Может название нового проекта на “Русском Радио” “Гоп со смыком” кому-то покажется слишком вызывающим, но, на наш взгляд, оно точно отражает содержание передачи. А как бы вы сами назвали программу, полностью посвященную русскому шансону?
Правда, с таким определением жанра не согласен сунд-продюсер проекта Дмитрий Парфентьев: “Я бы повстречался на узкой дорожке с тем человеком, который назвал эту музыку французским словом “шансон”. Это ж ни в какие ворота! Я бы это назвал скорее “песни на кухне под бутылку кефира” или “уличная одесская музыка”: Такую музыку раньше слушали 90% российских людей. Если россиянин не любит шансон, то он не россиянин.
Первым гостем программы станет Михаил Шуфутинский, который хоть нынче и отрекается от своего “блатного” прошлого, но нет-нет, да и “пропоется” стареньким. Так же в первом выпуске “Гоп со смыком”, как ЭТО ДЕЛАЕТ композитор Владимир Матецкий. Оказывается у сочинителя “Лаванды” имеется альбом русского шансона.
В следующих передачах прозвучат редкие записи Аркадия Северного, Вики Чинской, Владимира Сорокина, Евгения Кемеровского и др.
Знатоки оценят всю эксклюзивность найденного материала. А откапывает, частенько в прямом смысле слова, эти раритетные вещи не кто иной, как широко известный в узких кругах - Андрей Бархатов - звукорежиссер-рестовратор, издатель компакт-дисков, продюсер проектов “Белая гвардия”, “Актерская песня”.
Отдельной строкой о ведущем. Это Папа Радж - известный екатеринбургский исполнитель русского шансона, записавший не один десяток компашек, при чем большинство из них (словно в подтверждение слов Дмитрия Парфентьева) - в Одессе.

Но если кто-то вдруг засомневается в гармоничном составе проекта “Гоп со смыком” с форматом “Русского радио”, советуем вспомнить московскую программу “Пальцы веером”, которую делал господин Гусев, позже открывший “Радио Шансон” в Питере.

© Из еженедельника «Плюс все ТВ» № 42 от 21 октября 1999 г.

 


 

«НАРОД И РАДИО ЕДИНЫ»

5 ноября всех поклонников Русского Радио-Екатеринбург и русского шансона ожидает королевский сюрприз - премьера новой программы “Гоп со смыком”. Она будет выходить еженедельно по пятницам в полночь.

Сложилось так, что в местном радиоэфире ниша русского шансона попросту пустует. Программ, посвященных этой музыке нет в природе, что особенно странно, когда вспоминаешь что русский шансон - музыка народная. Так что самое народное радио отныне взялось за самую народную музыку и, хочется надеяться, всерьез. По крайней мере, силы для этого подобраны ударные. В качестве музыкального редактора программы выступит широко известный в узких профессиональных кругах, выходящих далеко за рамки России Андрей Бархатов - звукорежиссер-реставратор раритетных записей. Продюсер программы - саундпродюсер Русского Радио и Радио 101 Дмитрий Парфентьев. И, наконец, ведущий “Гоп со смыком” - колоритнейшая фигура из “внутренностей” этого жанра - исполнитель одесских песен папа Радж.

Откуда ноги растут?

А.Б.: - Русский шансон - это музыка, которую поет народ. А русский народ больше чем наполовину прошел лагеря, поэтому лагерная музыка сначала переносится в дворовую, теряет налет лагерной, но хулиганистое начало в ней остается. По мнению специалистов, эта музыка существует только в России, хотя есть что-то подобное во Франции, в Америке, но все-таки в других формах. Французским словом “шансон” ее назвали с легкой руки Аркадия Северного. В 70-ые годы ее называли блатной, хотя все тот же Северный пел на 60 процентов эстраду, романсы, дворовые песни. Еще ее называют одесской музыкой, хотя многие из песен написаны далеко не в Одессе и поются не одесситами. Меня привлекает гремучая смесь исполнителей: откровенные урки и глубоко интеллигентные люди.

ПР: Закономерность и одновременно парадокс в том, что эту музыку слушают очень разные люди - от грузчиков до профессоров, у которых есть огромные фонотеки этих песен. Мне кажется, что эти песни находят отклик только потому, что идут из корней - это же целый пласт культуры. Тюрьмы, каторги - это же вся Россия. Из двора, в котором я вырос, на Горькова, 33 и Пушкина,9 кажется только я один не сел в тюрьму: все хулиганили. Хочется вызвать у людей интерес к этой музыке, поломать стереотип, что это примитивизм. Даже классический французский шансон, самые яркие представители которого Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Джо Дассен - это же сложная, мелодичная музыка. А что говорить про русский: каждая песня имеет свой сюжет - не то, что попса: Это же свой мир, своя жизнь со страстями, переживаниями - и не ниже, чем в обычной жизни.

А.Б.: Возможности понимать эту музыку, заложены в большом количестве людей. Настоящие интеллигенты на каторгах сталкивались с людьми откровенно уголовного мира, происходило заимствование - уголовники у интеллигентов черпали, и наоборот. Это очень интересные процессы. Надеюсь, у нас получится их отразить. Отчего я люблю эту музыку? Я вообще много чего люблю - джаз и русский рок, в первую очередь. Затем шансон - в нем люди интересные были, да и сейчас любопытные встречаются: Круг тот же, Кучин, который соединил техно и дворовую - такая хорошая дискотека. А сам я более древней занимаюсь музыкой - патефонной, хотя она сходна с шансоном. У шансона есть что-то от песен времен Нэпа - 70-е годы тоже называли временами НЭПа - тогда пооткрывались рестораны и эта песня достаточна ресторана.

Уникальные вещи - скромный удел “Гоп со смыком”.

А.Б.: Это долгая работа. Есть очень узкий круг людей-коллекционеров из Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы, Канады, Парижа - мы все друг друга знаем. И когда я планирую программу - я уже знаю к кому из них обратиться? Откуда у них берется? Это многолетний труд. Ищут. В 70-ые годы, когда эта музыка была в андеграунде, тогда записи делали на квартирах у любителей, у бытовых звукорежиссеров, иногда у официальных - в известных театральных студиях, “втихушку” ночью. Например, Самовер - известный звукорежиссер “Современника” - уж, сколько он записал громких имен: И какие неожиданные люди встречаются в этом жанре. Знали вы, что Владимир Матецкий поет кабацкие песни? А Чернавский, написавший “Мальчика-бананана”? А тот же Борис Моисеев? Такие откровения: Владимир Шубарин - знаменитый степист - берет свои же фонограммы, под которые делал свои хореографические номера, и на них такие развязные тексты пишет… Когда многим развязали руки, музыканты усиленно начали записывать эту музыку. Тот же Козлов из “Арсенала”, Макаревич целых три диска выпустил с дворовыми песнями. В пояснении к отличному диску “Блатные пионерские песни” Макаревич говорят, что мы жили в стране, где только что закончилась война, приходили из школы, снимали галстуки, шли во двор, где властвовали авторитеты с фиксами финками и гитарами, нам хотелось выглядеть солидными и во всем походить на них. У нынешних музыкальных киосков есть один минус - они предлагают новинки. Я не хочу хаять современных исполнителей, но у них потеряно то, что было у семидесятников, например шестидесятников, эмигрантов - только не третьей волны, которых я, честно говоря, не уважаю. При всем моем хорошем отношении к Шуфутинскому, это не то исполнение, как у Дмитриевича, Ивана Реброва, Бориса Рубашкина - артистизма нет: многие и купили бы это: но нет этого в киосках, даже Северного в киосках не предлагают. А у нас в программе будет для многих 40-50-летних эта музыка - пласт жизненных воспоминаний, для 20-30-летних - воспоминания ресторанного характера, а для более молодых эта программа будет как пособие по жанру.

При чем тут “гоп”, при чем тут “смык”?

А.Б.: Это название очень известной песни - ее пели даже с эстрады - Утесов и другие исполнители 30-ых годов. Ее первоисточник очень сложно назвать. Но даже в самом названии кроется определенное понятие - кто знает, тот знает, а я пока не буду раскрывать секрет, мы устроим конкурс в программе.

Мечты, мечты, где ваша сладость?

ПР: Чего я жду от программы?.. Звонков я жду постоянных на прямом эфире. А во-вторых, хочу сказать, что огромное количество песен этого жанра, которые знает наш народ - это только верхушка айсберга. А я хочу, чтобы до глубины мы дошли, послушали, что классики жанра пели, мы будем давать в программе не только новые песни, но и самые-самые, те, что стояли у истоков - постараемся отследить и показать всю динамику этого жанра.

АБ: Конечно, хочется для начала понять вкусы аудитории. Наша фонотека безгранична, мы имеем возможности корректировать музыкальную подборку, поэтому поживем, увидим, угодим слушателям.

© Катя Рычкова «Радио 101» & «Русское Радио-Екатеринбург»

 


 

ПАПА РАДЖ

Родился в 1957 году. Все, как у всех (до определенного момента): школа, армия, окончил юридический институт, учился в педагогическом на истфаке, работал в школе преподавателем истории и права, когда мимо проезжали цыгане - ансамбль “Сердца Ромэн”, которые предложили Раджу заменить заболевшего вокалиста. По возвращению понял, что за две недели заработал больше, чем за год в школе. С тех пор выпустил четыре альбома - на студии НП, два - в Одессе у знаменитого Станислава Ерусланова, и последний - снова в Екатеринбурге: Персняков-старший исполняет его “Осень”, “Кукушку” из последнего альбома попросил Кальянов.
 


 

Если есть вопросы, пишите.

 
В записи нет меток.