«Мастера Оперетты»: Николай Рубан
Николай Рубан
Сцены и арии из оперетт.
- Б. Александров «Моя Гюзель». Песня Донченко
- Ю. Милютин «Трембита». Дуэт Василины и Миколы (Василина — Е. Лебедева)
- Ю. Милютин «Любушка». Ария Леонида
- Ф. Легар «Веселая Вдова». Выходная ария Данило.
- С. Заславский «Соловьиный сад». Песня Григория
- И. Кальман «Сильва». Песенка Бони с хором
- Р. Штольц «Фаворит». Ария.
- Б. Кырвер «Только мечты». Раздумье Оскара
- Ф. Легар «Граф Люксембург». Дуэт Жюльетты и Бриссара (Жюльетта — И. Муштакова)
- Р. Планкетт «Рип-Рип». Песенка Рипа
- И. Дунаевский «Сын клоуна». Песня Максима
- Ю. Слонов «Любовь и спорт». Песенка Бориса
- И. Хуска «Баронесса Лили». Дуэт Лили и Ласло (Лили — Т. Шмыга)
Запись из личного архива Михаила Першина.
Первичная (до виниловая) реставрация: Н. Морозов
Оцифровка: ® Михаил Першин (2007 г)
Редактирование и реставрация записи: ® Андрей Бархатов (Студия ABBSound) (январь, 2009 год.)
Памяти СК aka imbecilou cabro - ПОСВЯЩАЕТСЯ
ссылки для ознакомления:
- On Line прослушивание: mp3 128 kbps (RPod)
- Загрузить: MP3 192 kbps (zip-архив) 62 Мб (Яндекс)
- Загрузить: Lossless FLAC (zip-архив) 140 Мб (Яндекс)
N.B!: Attention! Авторские и Исполнительские права на данную аудиозапись, перешли в общенародное достояние (public domain). Смежные права на реставрированную копию - принадлежат мне ©® ABB - я безвозмездно передаю эти права любому ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ДОМАШНЕГО ПРОСЛУШИВАНИЯ.
Любое коммерческое использование, продажа или сдача в прокат - нарушает смежные права, и преследуется по закону.
Николай Осипович Рубан
Родился 17 января 1913 года в эстонском городе Везенберг (ныне Раквере). В его семье артистов не было. И родители вряд ли думали, что их сын станет певцом. Друзья в шутку обращали их внимание на то, что мальчик родился в день 50-летия К. С. Станиславского. «Как бы это совпадение не оказалось фатальным», - шутили они, видя явную склонность мальчика к музыке. В 20-х годах Рубаны переехали из Эстонии в Ленинград, мальчик поступил в школу. Он пел в хоре, играл на домре в оркестре народных инструментов, где постиг азы музыкальной грамоты. После окончания школы Николай Рубан работал на ленинградском заводе «Электрик», а по вечерам учился пению на курсах в техникуме, а затем в вечерней рабочей консерватории, однако профессиональным певцом стал несколько лет спустя. Может быть, не сразу поверил в своё призвание? Он окончил ленинградский политехнический институт и работал на заводе старшим инженером в конструкторском бюро. Стать певцом помог случай. В 1936 году ещё студентом политехнического института Рубан как победитель олимпиады художественной самодеятельности Ленинграда был принят в школу пения при Ленинградском государственном Академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Эту школу он закончил по классу заслуженного артиста РСФСР А. М. Давыдова. Первые выступления молодого певца состоялись в 1937 году на Ленинградском радио, а затем и на эстраде. На сцене театра оперетты Рубан дебютировал двумя годами позже: его первой ролью в Ленинградском театре Оперетты был Григорий в музыкальной комедии С. Заславского «Соловьиный сад». Великая отечественная война застала Николая Рубана в республиканском театре музыкальной комедии Карело-Финской ССР. В этом театре он переиграл весь основной репертуар и героя, и героя-простака. Во время войны Рубан гастролирует с театром по стране, и его работы отмечаются в прессе. Например, в рецензии на спектакль «Корневильские колокола» Р. Планкета газета «Ленинградское знамя» писала: «Яркий, благородный облик де Корневиля, прославляющего храбрость и личное мужество, заставляет зрителя глубоко ему симпатизировать. Маркиз де Корневиль, созданный Рубаном, - несомненный успех талантливого артиста. Отличные голосовые данные и приятные манеры игры помогли ему создать запоминающийся, колоритный образ». Позднее Рубан ещё раз играл маркиза, но это было уже много лет спустя в телевизионном фильме. Но не только роли в классических опереттах принесли успех молодому певцу. Одной из интереснейших его работ была роль в музыкальной комедии Б. Александрова «Девушка из Барселоны», также отмеченного в прессе. Успехи Рубана на сцене были отмечены присвоением ему звания заслуженного артиста Карело-Финской республики ССР. После войны Николая Рубана приглашают на работу в Москву. Сначала он пел в Московском театре миниатюр, а затем в Московском театре Оперетты. Множество различных образов создал он на сцене этого театра. Здесь уже упомянутые герои оперетт «Моя Гюзель» Б. Александрова и «Летучая мышь» И. Штраусса, а также Чином Палко в одноимённой оперетте венгерского композитора Ф. Фаркиша и Микола в «Трембите» Ю. Милютина. Рубан был удостоен государственной премии СССР.Невозможно перечислить все роли замечательного артиста, сыгранные им в Московском театре Оперетты. Сколько раз выходил он на сцену, даря людям радость, улыбку, хорошее настроение. А вот что писал сам артист о своём любимом жанре: «Оперетта – это жанр молодых, и, конечно же, это жанр весёлый, романтический – героика и смех рядом. Поэтому-то я очень люблю роли героев-простаков, таких, например, как граф Данило из Легаровской «Весёлой вдовы», тут есть, что попеть, что сыграть и что станцевать. Или, например, роль старшины Мальцева из оперетты М. Блантера «На берегу Амура» - развесёлого удалого моряка, в котором одновременно уживается и остроумный балагур, и смелый, находчивый пограничник. Роль Бориса Корецкого в ревю Д. Шостаковича «Москва, Черёмушки» тоже пришлась мне по сердцу. Это характер сложный, в чём-то противоречивый; сверху наносное, бравада, а внутри – понимание своей неустроенности в жизни. Своей пока что не сложившейся судьбы. И как результат – вера зрителя в то, что он в конце концов станет человеком. Такие роли играть интересно». Роль Корецкого – последняя работа Николая Рубана в Московском театре Оперетты. В июле 1959 года он был удостоен ещё одного почётного звания – заслуженного артиста РСФСР, а в 1960 году он перешёл в основном на гастрольную и концертную работу. С сольными концертами и спектаклями он объехал всю страну, побывал за рубежом. В эти годы он начал пробовать свои силы и в режиссуре; помимо театральных постановок – «Марицы», «Сильвы», «Роз-Мари», он осуществил ряд телевизионных спектаклей – «Корневильские колокола», «Акулина», «Трембита». Им написано 9 опереточных либретто, в том числе «Звёздные дороги» (муз. И. Дунаевского), «Кумоха» (муз. Р. Пергамента), «Корневильские колокола» (муз. Р. Планкета). Значительная часть творчества была отдана концертной деятельности, выступлением на радио и телевидении. Скончался Николай Осипович 22 февраля 1987 года.
Роли в…
Ленинградском областном театре оперетты,
Республиканском театре Музыкальной комедии Карело-Финской ССР,
Московском театре оперетты:
- Григорий - “Соловьиный сад” (С.Заславский)
- Де Корневиль - “Корневильские колокола” (Р.Планкет)
- Басов - “Девушка из Барселоны” (Б.Александров)
- Никита Батурин - “Холопка” (Н.Стрельников)
- Пикальо - “Перикола” (Ж.Оффенбах)
- Принц Раджами - “Баядера” (И.Кальман)
- Джим - “Роз-Мари” (Фримль и Стоттгарт)
- Андрейка - “Свадьба в Малиновке” (Б.Александров)
- Эдвин - “Сильва” (И.Кальман)
- Бони - “Сильва” (И.Кальман)
- Рауль - “Фиалка Монмартра” (И.Кальман)
- Тасилло - “Марица” (И.Кальман)
- Гриць - “Сорочинская ярмарка”
- Брисар - “Граф Люксембург” (Ф.Легар)
- Ренэ - “Граф Люксембург” (Ф.Легар)
- Царевич - “Царевич” (Ф.Легар)
- Донченко - “Моя Гюзель” (Б.Александров)
- Юрий - “Девичий переполох” (Ю.Милютин)
- Айзенштейн - “Летучая мышь” (И.Штраус)
- Максим - “Сын клоуна” (И.Дунаевский)
- Янко - “Вольный ветер” (И.Дунаевский)
- Николай - “Золотая долина” (И.Дунаевский)
- Жак - “Воздушный замок” (О.Фельцман)
- Алексей - “Акулина” (И.Ковнер)
- Ласло - “Баронесса Лили” (И.Хуска)
- Вилли - “Оклахома” (Р.Роджерс и О.Гамерстейн)
- Борис - “Любовь и спорт” (Ю.Слонов)
- Андрей - “Беспокойное счастье” (Ю.Милютин)
- Микола - “Трембита” (Ю.Милютин)
- Леонид - “Любушка” (Ю.Милютин)
- Оскар - “Только мечты” (Б.Кырвер)
- Рип - “Рип-Рип” (Р.Планкет)
- Данило - “Весёлая вдова” (Ф.Легар)
- Мальцев - “На берегу Амура” (М.Блантер)
- Павел - “Самое заветное” (В.Соловьёв-седой)
- Максим - “Сын клоуна” (И.Дунаевский)
- Борис - “Москва. Черёмушки” (Д.Шостакович)
Еще немного о Николае Рубане:
В середине 40х годов на сцене Московского Театра Оперетты появился актёр, сразу же привлекший внимание зрителей. Обаятельный, статный, с приятным голосом, он покорил своим искусством, точным ощущением жанра. Уже первая роль в оперетте «Моя Гюзель» Б. Александрова была отмечена в прессе, а затем последовала знаменитая «Летучая мышь»… «Успешно выступает в роли Айзенштейна Рубан. Молодой актёр музыкального театра непринуждённо ведёт диалог, легко движется и отлично использует свои вокальные данные», - писал в те годы рецензент одной из московских газет. Элегантный, чуть ироничный, великолепно двигающийся по сцене, Рубан предстал перед московской публикой идеальным опереточным героем, но не только героем – равно ему удавались и роли простаков, для которых он всякий раз умел находить своеобразные и очень забавные чёрточки. …В его семье артистов не было. И родители вряд ли думали, что их сын станет певцом. Друзья в шутку обращали их внимание на то, что мальчик родился в день 50-летия К. С. Станиславского. «Как бы это совпадение не оказалось фатальным», - шутили они, видя явную склонность мальчика к музыке. В 20хх годах Рубаны переехали из Эстонии в Ленинград, мальчик поступил в школу. Он пел в хоре, играл на домре в оркестре народных инструментов, где постиг азы музыкальной грамоты. После окончания школы Николай Рубан работал на ленинградском заводе «Электрик», а по вечерам учился пению на курсах в техникуме, а затем в вечерней рабочей консерватории, однако профессиональным певцом стал несколько лет спустя. Может быть, не сразу поверил в своё призвание? Он окончил ленинградский политехнический институт и работал на заводе старшим инженером в конструкторском бюро. Стать певцом помог случай. В 1936 году ещё студентом политехнического института Рубан как победитель олимпиады художественной самодеятельности Ленинграда был принят в школу пения при Ленинградском государственном Академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Эту школу он закончил по классу заслуженного артиста РСФСР А. М. Давыдова. Первые выступления молодого певца состоялись в 1937 году на Ленинградском радио, а затем и на эстраде.На сцене театра оперетты Рубан дебютировал двумя годами позже: его первой ролью в Ленинградском театре Оперетты был Григорий в музыкальной комедии С. Заславского «Соловьиный сад». Великая отечественная война застала Николая Рубана в республиканском театре музыкальной комедии Карело-Финской ССР. В этом театре он переиграл весь основной репертуар и героя, и героя-простака. Во время войны Рубан гастролирует с театром по стране, и его работы отмечаются в прессе. Например, в рецензии на спектакль «Корневильские колокола» Р. Планкета газета «Ленинградское знамя» писала: «Яркий, благородный облик де Корневиля, прославляющего храбрость и личное мужество, заставляет зрителя глубоко ему симпатизировать. Маркиз де Корневиль, созданный Рубаном, - несомненный успех талантливого артиста. Отличные голосовые данные и приятные манеры игры помогли ему создать запоминающийся, колоритный образ». Позднее Рубан ещё раз играл маркиза, но это было уже много лет спустя в телевизионном фильме. Но не только роли в классических опереттах принесли успех молодому певцу. Одной из интереснейших его работ была роль в музыкальной комедии Б. Александрова «Девушка из Барселоны», также отмеченного в прессе.
Успехи Рубана на сцене были отмечены присвоением ему звания заслуженного артиста Карело-Финской республики ССР. После войны Николая Рубана приглашают на работу в Москву. Сначала он пел в Московском театре миниатюр, а затем в Московском театре Оперетты. Множество различных образов создал он на сцене этого театра. Здесь уже упомянутые герои оперетт «Моя Гюзель» Б. Александрова и «Летучая мышь» И. Штраусса, а также Чином Палко в одноимённой оперетте венгерского композитора Ф. Фаркиша и Микола в «Трембите» Ю. Милютина. Рубан был удостоен государственной премии СССР. Невозможно, да и вряд ли необходимо перечислять все роли замечательного артиста, сыгранные им в Московском театре Оперетты. Сколько раз выходил он на сцену, даря людям радость, улыбку, хорошее настроение. А вот что писал сам артист о своём любимом жанре: «Оперетта – это жанр молодых, и, конечно же, это жанр весёлый, романтический – героика и смех рядом. Поэтому-то я очень люблю роли героев-простаков, таких, например, как граф Данило из Легаровской «Весёлой вдовы», тут есть, что попеть, что сыграть и что станцевать. Или, например, роль старшины Мальцева из оперетты М. Блантера «На берегу Амура» - развесёлого удалого моряка, в котором одновременно уживается и остроумный балагур, и смелый, находчивый пограничник. Роль Бориса Корецкого в ревю Д. Шостаковича «Москва, Черёмушки» тоже пришлась мне по сердцу. Это характер сложный, в чём-то противоречивый; сверху наносное, бравада, а внутри – понимание своей неустроенности в жизни. Своей пока что не сложившейся судьбы. И как результат – вера зрителя в то, что он в конце концов станет человеком. Такие роли играть интересно». Роль Корецкого – последняя работа Николая Рубана в Московском театре Оперетты. В июле 1959 года Николай Рубан был удостоен ещё одного почётного звания – заслуженного артиста РСФСР, а в 1960 году он перешёл в основном на гастрольную и концертную работу. С сольными концертами и спектаклями он объехал всю страну, побывал за рубежом. В эти годы он начал пробовать свои силы и в режиссуре; помимо театральных постановок – «Марицы», «Сильвы», «Роз-Мари», он осуществил ряд телевизионных спектаклей – «Корневильские колокола», «Акулина», «Трембита». Им написано 9 опереточных либретто, в том числе «Звёздные дороги» (муз. И. Дунаевского), «Кумоха» (муз. Р. Пергамента), «Корневильские колокола» (муз. Р. Планкета).